«Очередное мошенничество»
07.02.2020 года в дежурную часть отделения полиции «Кыштовское» МО МВД России «Венгеровский» обратилась гражданка «Д» с заявлением о хищении с ее банковской карты денежных средств в сумме 37 000 рублей.
11.02.2020 года по данному факту было возбуждено уголовное дело. Следственным отделом МО МВД России «Венгеровский» возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.159.6 УК РФ - мошенничество в сфере компьютерной информации, совершенное с причинением значительного ущерба гражданину.
В процессе предварительного следствия установлено:
06.02.2020 года, в 16 часу, на телефон сотовой связи гражданки «Д», с абонентским номером оператора сотовой связи «Теле 2» поступил звонок с абонентского номера «+7 495 135 40 14». По голосу звонил мужчина, который представился сотрудником Сбербанка России и предлагает защитить от мошенников ее пластиковые карты «Сбербанка России». Мужчина представился Ивановым Андреем Николаевичем. Она согласилась защитить свои карты и мужчина предложил ей скачать на ноутбук приложение «Any Desk» (программа удавленного пользователя), что это программа направлена на защиту банковских карт. Гражданка «Д» в сети Интернет выбрала ссылку, открылось окно, страница в интернете. Она прошла по ссылке и установила вышеуказанную программу на своем ноутбуке. О выполнении указанной операции сообщила мужчине, который с ней разговаривал по телефону. После этого мужчина спросил, есть ли у нее приложение на ноутбуке «Сбербанк Онлайн», она ответила, что есть. Мужчина попросил ее зайти в приложение «Сбербанк Онлайн» и личный кабинет. Гражданке «Д» пояснили, что они не видят, как та заходит в приложение, ни логин, ни пароль. Когда она зашла в приложение Сбербанка, то увидела, как курсор от мышки стал блуждать по открытому окну приложения, курсор просто двигался по окну, при этом она сама никаких действий не выполняла. Гражданке «Д» пояснили, что вначале защитят кредитную карту, так как карта «Мир» уже защищена. В процессе телефонного разговора постоянно переключали ее на других людей, как поясняли в ходе беседы «мы переключаем вас на другого оператора», однако по голосу не заметила, что голос менялся, казалось, что продолжала беседовать всё с тем же мужчиной. Мужской голос пояснил, что вышлют ей код на телефон и попросил, чтобы этот код она продиктовала. После этого ей на телефон сотовой связи пришел шестизначный код и она его продиктовала. После пояснили, что ей позвонит робот и чтобы она сказала своим голосом «да, подтверждаю». Она так и сделала, после чего ей пришло на телефон сообщение о списании с кредитной карты 10 000 рублей. После чего это списание продолжилось. В конечном счете, с кредитной карты списались денежные средства в сумме 37 000 рублей. Гражданка «Д» спросила, почему списываются денежные средства, на что пояснили, что так нужно, что когда она обновит программу, то денежные средства, ей вернутся обратно. Далее мужчина диктовал ей, чтобы открыла заявку на кредит, так как они увидели, что мошенники оформили на нее кредит и нужно посмотреть так ли это. Она зашла по ссылке в данную графу и стала заполнять поля для оформления кредита, так как ранее брала кредит, то данные были уже вбиты в поля, было пустое поле сумма кредита. Ей пояснили, что мошенники взяли кредит на сумму 150 000 рублей и что ей необходимо внести в поле данную сумму и нажать кнопку «Подтвердить». Она поинтересовалась, почему она все время подтверждает, а не отменяет, на что они пояснили, что так нужно, вначале подтвердить, а потом отменить. Она им поверила. Затем некоторое время ждали, будет ли кредит одобрен. На ее сотовый телефон пришло сообщение с номера «900», что кредит одобрен и на банковский счёт карты Сбербанка «Мир» пришло зачисление 170 000 рублей. Так же ей пришло сообщение о том, что 20 000 это страховка. Гражданку «Д» это насторожило, но ей сказали, что так нужно, что потом все отменится. Она им сообщила, что кредит одобрен и ей на карту уже поступили денежные средства, на что мужчина пояснил, что необходимо дождаться звонка со Сбербанка и что роботу нужно будет сказать своим голосом «Да подтверждаю». Однако в этот момент позвонили с номера «900», она ответила на звонок и женщина назвала ее по имени и представилась сотрудницей Сбербанка и спросила, брала ли она кредит, на что она сказала, что нет. Гражданка «Д» пояснила, что защищает свои карты, что уже общается с сотрудниками Сбербанка, на это женщина сообщила ей, что это мошенники и чтобы закрыла и удалила все открытые ранее программы. Тут же все счета и карты ей заблокировали уже работники Сбербанка.
Таким образом, путем мошенничества неустановленные лица похитили с банковского счета гражданки «Д» денежные средства в сумме 37 000 рублей и незаконно оформили кредит в сумме 170 000 рублей.
В настоящее время по уголовному делу проводятся оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия, направленные на установление лиц, совершивших преступление.
Граждане, будьте бдительны, не сообщайте посторонним лицам логины и пароли приложения «Сбербанк онлайн».
Заместитель начальника СО МО МВД России «Венгеровский»
подполковник юстиции М.А.Гореликов
03 марта 2020 года